Лекция 10: Учетная политика организации.

Общие положения

Под учетной политикой организации понимается выбранная ей совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки, итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Методы ведения бухгалтерского учета, которые должны найти отражение в учетной политике:

методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности;

методов погашения стоимости активов;

методы организации документооборота;

методы инвентаризации;

способы применения счетов бухгалтерского учета;

организация системы учетных регистров:

организация обработки информации.

Формирование учетной политики организации:

формируется руководителем организации;

подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией.

Изменения в учетной политике могут иметь место в случае:

реорганизации;

смены собственника;

изменения законодательства или системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации;

разработка новых способов бухгалтерского учета.

Порядок разработки учетной политики организации

Общие вопросы бухгалтерского учета

Рабочий план счетов бухгалтерского учета – разрабатывается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного приказом МФ РФ от 31 октября 2000 г.№ 94н.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета должен содержать применяемые в организации синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.

Основание:

п.8 и п.9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом МФ РФ от 29 июля 1998 г. № 34н. (далее – Положение по бухгалтерскому учету).

Формы первичных учетных документов, применяемые при оформления хозяйственных операций , по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов.

Варианты:

  1. разрабатываются организацией самостоятельно;
  2. применяются формы, утвержденные в централизованном порядке.

Первичные учетные документы должны содержать обязательные реквизиты: наименование документа (формы); код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой оформляется документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование операции и правильность ее оформления; личные подписи и их расшифровки.

Основание:

п.8 и п.13 Положения по бухгалтерскому учету;

п. 5 ПБУ 1/2008.

Правила документооборота и технология обработки учетной информации.

Утверждается руководителем организации с учетом требований законодательства.

Утверждается график документооборота.

Принятая система документирования хозяйственных операций должна обеспечивать:

  1. полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;
  2. отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не только из правовой формы, но из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
  3. тождество данных синтетического и аналитического учета;
  4. рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Основание:

п.8, пункты 12-18 Положения по бухгалтерскому учету.

Порядок контроля хозяйственных операций и другие решения, необходимые для бухгалтерского учета.

Утверждается руководителем организации с учетом требований законодательства.

Определяются сроки составления документов, право подписи, правила внесения исправлений, порядок восстановления и дооформления документов, правила хранения бухгалтерских документов и т.п.

Основание:

п.8 и п.17 Положения по бухгалтерскому учету.

Порядок проведения инвентаризаций активов и обязательств.

Организация должна проводить инвентаризацию имущества и обязательств в сдучаях, определенных законодательством, и в порядке, установленным руководителем организации.

Руководитель организации устанавливает:

количество инвентаризаций в году;

даты проведения инвентаризаций;

перечень имущества и финансовых обязательств, проводимых при каждой инвентаризации

Проведение инвентаризации обязательно:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;

при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечного фонда – один раз в пять лет;

при смене материально-ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотреблений или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации организации;

в других случаях, предусмотренных законодательством.

Основание:

п. 2.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Приказ МФ РФ от 13 июня 1995 г. № 49;

п.8, п.27 и п. 28 Положения по бухгалтерскому учету;

п.5 ПБУ 1/2008.

Основные средства

Способы начисления износа (амортизации) по основным средствам.

Варианты:

- линейный способ

- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ и услуг)

- способ уменьшения остатка

- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования

Основание:

  1. п. 48 Положения по бухгалтерскому учету;
  2. п. 18 ПБУ 6/01.

Нематериальные активы

Способы оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства .

Варианты:

определение первоначальной стоимости исходя из стоимости ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией;

определение первоначальной стоимости, исходя из цены, по которой приобретаются аналогичные нематериальные активы.

Основание:

п. 11 ПБУ 14/2007.

Установление срока полезного использования нематериальных активов.

Варианты:

- устанавливается согласно законодательству РФ;

- определяется организацией;

Основание:

п. 56 Положения по бухгалтерскому учету;

п. 17 ПБУ 14/2007.

Способы начисления амортизации нематериальных активов.

- линейный способ

- способ уменьшения остатка

- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ и услуг

Основание:

- п. 56 Положения по бухгалтерскому учету;

- п. 16 ПБУ 14/2007.

Способы отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по нематериальным активам.

Варианты:

- накопление соответствующих сумм на отдельном счете;

- уменьшение первоначальной стоимости нематериального актива.

Основание:

п. 21 ПБУ 14/2007.

Материалы

Порядок отражения в бухгалтерском учете процесса приобретения и заготовления материалов.

Варианты:

  1. применение счета 10 «Материалы» с оценкой материалов на счете 10 по фактической себестоимости;
  2. применение счетов 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонение в стоимости материалов» с оценкой материалов на счете 10 по учетной цене.

Основание:

пояснения к счетам 10, 15 и 16 «Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации» далее «Инструкция по применению Плана счетов».

Методы оценки материалов по видам при отпуске их в производство и ином выбытии.

Варианты:

  1. по себестоимости каждой единицы
  2. по средней себестоимости
  3. по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО)

Основание:

- п. 16 ПБУ 5/01;

- п. 58 Положения по бухгалтерскому учету.

Формирование себестоимости и выпуск продукции (работ и услуг)

Порядок списания условно-постоянных расходов: общехозяйственных расходов (затрат, учтенных на счете 26) и общепроизводственных расходов (затраты, учтенные на счете 25)

Варианты:

  1. списание условно-постоянных расходов в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство» (если вспомогательные производства производили изделия, выполняли работы и услуги для сторонних организаций), 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги для сторонних организаций);
  2. списание условно-постоянных расходов в дебет счета 90 «Продажи».

Основание:

пояснения к счетам 26 и 25 в Инструкции по применению Плана счетов.

Способ (база) распределения накладных (косвенных) расходов между объектами калькулирования (строительными объектами).

  1. по прямой заработной плате основных производственных рабочих;
  2. по прямым материальным затратам;
  3. по сумме прямых затрат;
  4. по выручке от реализации продукции (работ и услуг);
  5. другие способы.

Основание:

Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ

Оценка незавершенного производства на предприятиях, осуществляющих массовое и серийное производство.

Варианты:

  1. по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;
  2. по прямым статьям затрат;
  3. по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

Основание:

- Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ;

- п. 64 Положения по бухгалтерскому учету.

Оценка незавершенного производства на предприятиях, осуществляющих единичное производство

- оценка осуществляется по фактически произведенным затратам.

Основание:

п. 64 Положения по бухгалтерскому учету.

Порядок признания коммерческих расходов

Варианты:

  1. включение в себестоимость соответствующих видов продукции прямым путем;
  2. распределение расходов между отдельными видами реализованной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или других показателей, предусмотренных в отраслевых инструкциях по вопросу планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ и услуг).

Основание:

  1. п. 20 ПБУ 10/99;
  2. пояснения к счету 44 «Расходы на продажу» Инструкция по применению Плана счетов;
  3. Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ

Оценка готовой продукции

Варианты:

  1. оценка по фактической производственной себестоимости;
  2. оценка по нормативной (плановой) производственной себестоимости;
  3. оценка по прямым статьям затрат.

Основание:

п. 59 Положения по бухгалтерскому учету.

Создание резервов

Перечень резервов предстоящих расходов и платежей

Варианты:

организация может создавать резервы на следующие цели:

  1. предстоящую оплату отпусков работникам;
  2. выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
  3. выплату вознаграждений по итогам работы за год;
  4. ремонт основных средств;
  5. производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;
  6. предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;
  7. предстоящие затраты по ремонту основных средств, предназначенных для сдачи в аренду;
  8. гарантийный ремонт после сдачи объектов в эксплуатацию;
  9. покрытие непредвиденных расходов;
  10. другие цели, предусмотренные законодательством РФ и нормативными правовыми актами МФ РФ.
  11. организация не создает все или некоторые резервы.

Основание:

- п. 72 Положения по бухгалтерскому учету;

- Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ;

Порядок создания резервов по сомнительным долгам.

Варианты:

  1. предприятие не создает резервы по сомнительным долгам;
  2. предприятие создает резервы по сомнительным долгам – резервы могут создаваться по расчетам с другими организациями за продукцию, работы и услуги с отнеснием сумм на финансовые результаты организации. Резерв по сомнительным долгам создается на основе результатов инвентаризации дебиторской задолженности организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Основание:

  1. п. 70 Положения по бухгалтерскому учету;
  2. пояснения к счету 63 «Резервы по сомнительным долгам» в Инструкции по применению Плана счетов.

Ценные бумаги

Учет разницы между суммой фактических затрат на приобретение долговых ценных бумаг и их номинальной стоимостью.

Варианты:

  1. учет разницы в момент погашения или реализации;
  2. равномерное отнесение разницы на финансовые результаты организации.

Основание:

  1. п. 44 Положения по бухгалтерскому учету;
  2. пояснения к счету 58 «Финансовые вложения» в Инструкции по применению Плана счетов;
  3. п. 26, п. 28 ПБУ 19/02.

Порядок создания резервов под обесценивание вложений в ценные бумаги.

Варианты:

  1. предприятие не создает резервы под обесценивание вложений в ценные бумаги;
  2. предприятие создает резервы под обесценивание вложений в ценные бумаги.

Основание:

  1. п. 45 Положения по бухгалтерскому учету;
  2. пояснения к счету 59 «Резервы под обесценивание вложений в ценные бумаги» в Инструкции по применению Плана счетов;
  3. п.37, п. 38, п. 39, п. 40 ПБУ 19/02.